Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии

Свой рассказ о микрофонном парке студии мы начнем с легендарного Telefunken ELA M 251, реплики студии CleverAudio Антона Мельникова.

Нужно уточнить, что микрофон ELA M 251 является приемником другого известного микрофона — C12 от AKG (Австрия), лицензия на производство которого была передана немецкой компании Telefunken из-за невозможности в одиночку справиться с потребностями мирового рынка. Таким образом 251-ый, унаследовав от С12 основные технологические и схемотехнические черты, отправился в том числе покорять и американский континент.

Далее рассказывает сам Антон Мельников:

Первой «овечкой Долли» в нашей лаборатории стал именно С12, копия которого был тщательно воспроизведена и пилотные тесты проводились именно с этим микрофоном.

В свой актив C12 записал таких исполнителей, как Методие Бужор, ЧиЖ (Сергей Чиграков), Женя Любич, обнаружив неординарный качественный потенциал. Все записи проводились у нас в студии.

Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии

Важным пунктом работы над репликой стал подбор лампы, являющейся главным активным элементом схемы. Даже в оригинальные 251-ые, поставляемые в разные регионы мира, комплектовались различными моделями ламп. Так в Германии это была сверхминиатюрная лампа AC701, Telefunken, а в Америке - 12AY7 от GE. С ними-то и в том числе благодаря им это микрофон снискал себе достойную славу.

В современной действительности, к сожалению, упомянутые лампы, представляя коллекционная ценность, редки и дороги. Хотелось найти для них достойную замену из числа доступных ныне.
На удачу, в нашем распоряжении оказалась хорошо сохранившаяся AC701, которая и стала неким эталоном. И по праву многие участники тестов просто влюблялись в волшебность восприятия микрофона, оснащенного именно ею.
Казалось бы реальный шанс на успех стать достойным приемником у лампы 6С2Б, отечественного аналога АС701-ой, но тщательный анализ показал существенные качественные уступки референсу. При общей схожести характера, субъективно, звучание становилось тускловатым, терялась осязаемость образа, снижалась эмоциональная привлекательность. Скорее всего дело в различиях переходной характеристики, выражающихся в более точном восприятии атак, отработка которых "старому коню" удается заметно лучше и он, как говорится, "борозды не портит".

Далее рассказывает опять Антон Мельников:

Ничтожно малые вибрации мембраны микрофона порождают ничтожнейшие же по уровню и силе электрические колебания. Неудивительно, что любой компонент электрической цепи конструктивно оказывает влияние на результирующую структуру звукового сигнала. В этой связи нашей мастерской был преодолен значительный путь по гармонизации типов компонентов, составляющих схему. Так, например, чтобы получить полноценный, тембрально насыщенный звук, сохраняющий, однако, мельчайшую структурную детализацию, для схемы определена комбинация фольговых, металлоплёночных и электролитических конденсаторов. Их материалы и технологии по-разному, определенными образом, влияют на звук. По-этому их сочетание в нашей схеме - гармонизированный компромисс, обеспечивающий звуковой подаче микрофона достаточную сочность, воздушность и реалистичность. Вообще, нормированный в советские годы «эффект присутствия», помимо конструкции капсюля и свойств лампы, в том числе сильно зависит от применения в тракте типов конденсаторов.

Еще одним претендентом на замену АС701-ой стала американская лампа 12AY7 Sylvania. По характеру, она звучала мягче и глубже (в НЧ регистре) и без сомнения прекрасно подходит для некоторых голосов, обладающих богатой унтертоновой палитрой. Кроме того, эффект осязаемости звука (присутствие) у подопытного в некоторой степени так же проявлялся. По сравнению с образом, не хватало немного сочности, но такая просадка открывала бархатистость и мягкость звучания без потерь чистоты и прозрачности. Все это позволило зачислить лампу 12AY7 Sylvania в наиболее вероятные кандидаты в дублёры. Единственный момент - дороговизна и труднодоступность данного компонента в реальности. Именно это заставляет продолжить поиск, т.к. хочется найти молодого, стабильного, доступного и недорогого дублёра знаменитой старушке.

После множества по-разному успешных попыток отыскать наиболее подходящую замену для культовой микрофонной лампы Telefunker AC701 решено было перейти к нетиповым вариантам. Одном из требований, предъявляемых к микрофонной лампе, является низкий уровень собственных шумов, так как она должна работать на пределе своей чувствительности. Потому недопустимо, чтобы, даже у хорошо звучащей лампы, уровень нестабильности термоэлектронной эмиссии был соизмерим с ничтожно слабым уровнем полезного сигнала, генерируемого микрофонным капсюлем. Этому требованию соответствуют некий класс ламп с так называемой «высокой крутизной характеристики», на котором и пришлось сосредоточиться.
В результате кропотливой работы со справочной литературой удалось отобрать вполне подходящую для указанных задач лампу производства СССР, которая изначально не ориентирована специально на работу с аудио сигналами и относится к самому позднему поколению электровакуумных приборов.
Великолепная линейность и широкополосность, беспрецедентные для ламп динамические характеристики сулили данному экземпляру все шансы на достойное выступление в нашем конкурсе.
Первое, что бросалось в глаза (вернее - уши) это абсолютная тишина. Если оригиналу AC701, из уважения к сединам, прощался какой-либо закулисный шум, то новобранец оказался на удивление молчалив…
Отметим, что именно эта лампа была утверждена на роль достойного продолжателя великого дела звукозаписи. Здесь мы намеренно не указываем точного наименования, во-первых желая сохранить данное решение, как некое ноу-хау и чтобы не породить кривотолки, не дать повода для пересудов всевозможным виртуальным умникам, это во-вторых.
И сразу «вдогонку», отзыв одного из пользователей данного микрофона, который как раз и отметил именно эти параметры

... после более детального тестирования хочу сказать, что я просто в восхищении от этого микрофона! Низ плотный никакого «бубняжа». Середина очень приятная и честно передаёт, а не приукрашивает основной голосовой диапазон, что большая редкость для ламповых микрофонов. Верх присутствует достаточно обильно, но сибилянты не зашкаливают и звучат очень приятно даже без де-эссера.

Константин Загацкий- АНО «ГРАММА», Калининград

И вот, вроде бы можно подвести итог основного этапа большой исследовательской работы, целю которой было достижение и подтверждение непревзойденного (уникального) звучания нашего микрофона, клона легендарной модели Telefunken ELA M 251 - микрофоны готовы к работе.

Поскольку микрофон - специфическая вещь, звучание которой не проверишь на стенде, и для определения его потребительских свойств требуется живая рекорд-сессия, причем выбор источника звука имеет особое значение, главной проблемой исследования оказался поиск вокалистов, чьи голосовые особенности требуют высокого динамического и частотного разрешения.
Очевидно, что тут недостаточно, чтобы кто-угодно что-либо спел в микрофон. Благо Санкт-Петербург богат вокальными талантами!

И они нашлись среди клиентов нашей студии. И не только вокалисты... 

Микрофон Telefunken ELA M 251 на себе испытывали кларнет, скрипка, флейта, кельтская арфа, гитара, рояль. И везде отличный результат!!! 

Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии
Легендарный Telefunken ELA M 251 в студии

У всех посетителей студии звукозаписи есть возможность записать свою песню, используя для записи микрофон Telefunken ELA M 251 E Tube

Музыканты с кем мы работаем

Есть проект по записи песни? вокала? голоса?

Оставить заявку на проект
0%